20 март2018
Почему подростки совершают преступления
В соответствии с действующим законодательством, лица в возрасте от 14 до 18 лет, совершающие преступления, относятся к группе несовершеннолетних преступников. Криминализация детей и подростков — это криминализация будущего в стране. Наиболее часто они совершают кражи, угон транспортных средств, хулиганство, преступления против личности, осваивают такие виды преступлений, как торговля оружием, наркотиками, компьютерные преступления. Около 70 % преступлений совершаются в группах, в том числе в группах с взрослыми, которые передают подросткам свой криминальный опыт.
Вовлечение в асоциальный образ жизни порождает у взрослеющих подростков привычку к противоправным действиям, пренебрежение к честному труду и формирует идеологию круговой поруки. Нахождение в криминальной среде в течение 5-10 лет практически определяет жизненный круг подростка, поэтому так важна профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Борьба с преступностью — это борьба общества за свое будущее.
Вовлечение в асоциальный образ жизни порождает у взрослеющих подростков привычку к противоправным действиям, пренебрежение к честному труду и формирует идеологию круговой поруки. Нахождение в криминальной среде в течение 5-10 лет практически определяет жизненный круг подростка, поэтому так важна профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Борьба с преступностью — это борьба общества за свое будущее.
Причин совершения преступлений подростками много, но наиболее типичны нижеприведенные.
Отсутствие положительных примеров для подражания, идеалов, к которым подростки могли бы стремиться. В связи с отсутствием своих принципов поведения, подростки перенимают их у более сильной и очень часто негативной личности.
Ослабление родственных, семейных и иных связей, что существенно снижает возможности социального контроля.
Деформация духовной жизни подрастающего поколения с помощью некоторых СМИ, бытовых контактов и т. д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностями общества (культ силы, наркотиков, жестокости как «нормы» жизни современного подростка, феномен безнравственности (вымогательство, сводничество).
Телевидение стало «оружием» массового поражения. В Библии сказано: «Не многих пускай в дом твой». Телевизор сорвал двери с нашего дома: пришельцы с других планет, призраки, ковбои, гангстеры, маньяки, созданные фантастами, — частые гости. Приходят без стука и спроса, дом стал проходным. Мультфильмы, где герои только и делают, что уродуют и стреляют друг в друга, или диски с компьютерной игрой, сюжет которой прост: за каждого убитого — балл. Набираешь определенное количество баллов — мешок американских долларов и звание победителя. Следующий этап сложнее и кровожаднее.
Заметна прямая связь между насилием на экране и ростом числа насильственных преступлений среди несовершеннолетних. Многие родители самоустранились от воспитания детей, передав свои функции улице. Телевизор в семьях заменил живое общение родителей с детьми.
Любимыми местами времяпрепровождения подростков стали чердаки, подвалы, где они предоставлены сами себе, бесконтрольны в своих развлечениях.
Для подростков из малообеспеченных и неблагополучных семей кражи могут быть источником доходов, а в некоторых случаях ребята, неуспешные в школе, спорте, творческой деятельности, видят способ самоутверждения в криминальной среде в виду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом.
Потребности и интересы подростка смещены в сторону материализма. Смысл жизни утрачен или не найден. Это толкает подростков на противоправные поступки.
Недостаток у подростков социального опыта, возрастные особенности (повышенная внушаемость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, отсутствие жизненных ориентации и установок).
Завышенная самооценка, безответственность, недостаточный самоконтроль и самоанализ, стремление самоутвердиться любым способом, слабо развитая способность сопереживать, злобность, агрессивность, нестабильность, употребление спиртных напитков, психоактивных веществ, бродяжничество, отсутствие интереса к учебе и труду.
Неготовность родителей защищать детей от дурного влияния и обеспечивать необходимый уровень интеллектуального и нравственного развития.
Отсутствие положительных примеров для подражания, идеалов, к которым подростки могли бы стремиться. В связи с отсутствием своих принципов поведения, подростки перенимают их у более сильной и очень часто негативной личности.
Ослабление родственных, семейных и иных связей, что существенно снижает возможности социального контроля.
Деформация духовной жизни подрастающего поколения с помощью некоторых СМИ, бытовых контактов и т. д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностями общества (культ силы, наркотиков, жестокости как «нормы» жизни современного подростка, феномен безнравственности (вымогательство, сводничество).
Телевидение стало «оружием» массового поражения. В Библии сказано: «Не многих пускай в дом твой». Телевизор сорвал двери с нашего дома: пришельцы с других планет, призраки, ковбои, гангстеры, маньяки, созданные фантастами, — частые гости. Приходят без стука и спроса, дом стал проходным. Мультфильмы, где герои только и делают, что уродуют и стреляют друг в друга, или диски с компьютерной игрой, сюжет которой прост: за каждого убитого — балл. Набираешь определенное количество баллов — мешок американских долларов и звание победителя. Следующий этап сложнее и кровожаднее.
Заметна прямая связь между насилием на экране и ростом числа насильственных преступлений среди несовершеннолетних. Многие родители самоустранились от воспитания детей, передав свои функции улице. Телевизор в семьях заменил живое общение родителей с детьми.
Любимыми местами времяпрепровождения подростков стали чердаки, подвалы, где они предоставлены сами себе, бесконтрольны в своих развлечениях.
Для подростков из малообеспеченных и неблагополучных семей кражи могут быть источником доходов, а в некоторых случаях ребята, неуспешные в школе, спорте, творческой деятельности, видят способ самоутверждения в криминальной среде в виду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом.
Потребности и интересы подростка смещены в сторону материализма. Смысл жизни утрачен или не найден. Это толкает подростков на противоправные поступки.
Недостаток у подростков социального опыта, возрастные особенности (повышенная внушаемость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, отсутствие жизненных ориентации и установок).
Завышенная самооценка, безответственность, недостаточный самоконтроль и самоанализ, стремление самоутвердиться любым способом, слабо развитая способность сопереживать, злобность, агрессивность, нестабильность, употребление спиртных напитков, психоактивных веществ, бродяжничество, отсутствие интереса к учебе и труду.
Неготовность родителей защищать детей от дурного влияния и обеспечивать необходимый уровень интеллектуального и нравственного развития.
Значение семьи в жизни ребенка трудно переоценить, здесь закладываются основы характера, исходные жизненные установки, духовные и моральные ценности, усваиваются правила поведения и приличия.
Определяющую роль играет нравственная позиция родителей. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий правонарушитель воспитывался в такой семье, в которой он постоянно сталкивался с систематическими пьянками родителей, их скандалами, развратом, проявлением жестокости, совершением взрослыми преступлений. Около 2/3 подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер, чаще всего обусловленный потребительской психологией родителей.
Если детям ни в чем не отказывают, покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, то они вырастают потребителями, жаждущими все новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув жить за чужой счет, они стремятся удовлетворить свои прихоти любой ценой. Отсутствие привычки к самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний потребительского характера.
Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость по отношению к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей и оскорбляющие их человеческое достоинство.
Результаты не заставляют себя долго ждать: впоследствии у детей может возникнуть неприязнь к родителям, в результате чего они выдут из-под их влияния и контроля и начнут совершать поступки «назло» родителям, в том числе и правонарушения.
С данными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объема своих обязанностей, чаще всего это проявляется в безнадзорности, т. е. в отсутствии контроля над использованием детьми свободного времени и над характером их дружеских связей. Конечно, дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться о ее развитии и проявлении в жизни. Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту. Он же, не ощущая над собой контроля, испытывает иллюзию полной свободы.
Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье.
На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, которые способствуют его вовлечению в наркоманию, проституцию, занятия азартными играми, в которых родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей: невнимание к интересам, грубость и деспотизм, наличие в семье антиобщественных взглядов, пренебрежительного отношения к труду и другим важным гражданским обязанностям, противоправное поведение, а также семьи, в которых совместно проживают близкие люди, ранее осужденные за те или иные преступления.
Однако в большинстве своем несовершеннолетние правонарушители не являются злодеями, они — жертвы семейного и общественного воспитания, и наша общая задача — помочь им найти достойный путь в жизни.
Если детям ни в чем не отказывают, покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, то они вырастают потребителями, жаждущими все новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув жить за чужой счет, они стремятся удовлетворить свои прихоти любой ценой. Отсутствие привычки к самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний потребительского характера.
Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость по отношению к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей и оскорбляющие их человеческое достоинство.
Результаты не заставляют себя долго ждать: впоследствии у детей может возникнуть неприязнь к родителям, в результате чего они выдут из-под их влияния и контроля и начнут совершать поступки «назло» родителям, в том числе и правонарушения.
С данными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объема своих обязанностей, чаще всего это проявляется в безнадзорности, т. е. в отсутствии контроля над использованием детьми свободного времени и над характером их дружеских связей. Конечно, дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться о ее развитии и проявлении в жизни. Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту. Он же, не ощущая над собой контроля, испытывает иллюзию полной свободы.
Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье.
На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, которые способствуют его вовлечению в наркоманию, проституцию, занятия азартными играми, в которых родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей: невнимание к интересам, грубость и деспотизм, наличие в семье антиобщественных взглядов, пренебрежительного отношения к труду и другим важным гражданским обязанностям, противоправное поведение, а также семьи, в которых совместно проживают близкие люди, ранее осужденные за те или иные преступления.
Однако в большинстве своем несовершеннолетние правонарушители не являются злодеями, они — жертвы семейного и общественного воспитания, и наша общая задача — помочь им найти достойный путь в жизни.