12 фев2021
О реализации в Костромской области отраслевого проекта «Общественное питание»
В январе текущего года на всей территории Российской Федерации дан старт отраслевому проекту «Общественное питание».
Главной целью проекта является побуждение субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, к повсеместному применению в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие, повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в динамике развития отрасли общественного питания с 2017 года наблюдается, как количественный прирост объектов общественного питания (2,8 %), так и рост их валового оборота в денежном выражении (15,8%). Исключение составляет 2020 год в силу введенных ограничений для нераспространения коронавирусной инфекции.
При сравнении статистических данных с массивом информации, поступившей от онлайн касс в автоматизированную систему контроля налоговых органов контрольно-кассовая техника (АСК ККТ), выявлены риски осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники либо с передачей данных с нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники.
Прирост валового оборота в суммовом выражении по предыдущим годам, прирост количества объектов общественного питания и наличие указанных рисков, обязывают к принятию мер по устранению имеющихся в сфере услуг общественного питания негативных последствий для экономики, связанных с неполнотой отражения выручки.
В целом по Костромской области на конец января зарегистрировано в налоговых органах 16 961 единица кассовой техники.
С начала реформы порядка применения кассовой техники – со 2 половины 2016 года – объем переданной выручки в налоговые органы через оператора фискальных данных с зарегистрированной в Костромской области кассовой техники превысил 377 млрд. руб., из них доля, приходящаяся на рестораны и кафе составила сумму выручки в размере 10 млрд. руб., что составляет порядка 3% от общей выручки по региону.
Всего на территории области в настоящее время в сфере общественного питания (в том числе рестораны, кафе, бары, закусочные, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые) деятельность осуществляется на семьсот восьми (708) объектах, имеющих свободный доступ неограниченного круга населения.
При этом, по адресу места осуществления расчетов за услуги общественного питания на 698 объектах, включенных налоговыми органами области в предварительную региональную статистику, четырьмястами шестьюдесятью четырьмя (464) субъектами в налоговых органах зарегистрированы 917 единиц контрольно-кассовой техники; в 85 точках (69 субъектов, у которых на учете в налоговых органах числится 131 единица кассовой техники) наряду с услугами общественного питания осуществляются иные виды деятельности (торговля, гостиницы, базы отдыха, автозаправочные станции и другое); в 117 точках общественного питания имеется действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.
В 10 из 698 предварительно установленных налоговыми органами области объектов у организаторов услуг общественного питания отсутствует зарегистрированная контрольно-кассовая техника. Необоснованное отсутствие кассовой техники зафиксировано у 4 организаций общепита г. Костромы и у 4 индивидуальных предпринимателей из 3 городов Костромы, Нерехты и Макарьева, а также у 1 предпринимателя из Макарьевского района и 1 предпринимателя из Костромского района.
По данным проводимого на постоянной основе мониторинга расчетов в период распространения коронавирусной инфекции и введенными в связи с этим мерами поддержки предпринимательского сообщества, в том числе по установлению моратория на проведение проверок, соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники наблюдается значительный рост количества организаций и предпринимателей, которые нарушают требования этого законодательства.
В то же время срок моратория на проведение указанных проверок, установленный приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции», истек 31 декабря 2020 года.
В этой связи с 1 января 2021 года налоговыми органами возобновлены проверки за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Налогоплательщики сферы общепита, не применяющие контрольно-кассовую технику и (или) нарушающие установленный законодательством порядок ее применения и, соответственно, не фиксирующие выручку через контрольно-кассовую технику в полном объеме, по итогам комплекса предпроверочного анализа включаются в ежемесячные планы проверок.
В рамках отраслевого проекта налоговым Управлением области в адрес всех организаций и предпринимателей, оказывающих услуги в сфере общественного питания, направлены уведомления о необходимости применения контрольно-кассовой техники в соответствии с требованиями федерального законодательства. Подготовлены к проведению информационные вебинары, запланирована к проведению единая сессия с уполномоченным по правам предпринимателей в Костромской области, с торгово-промышленной палатой области, с объединениями предпринимателей («Опора России» и «Деловая Россия»).