17 июнь2019
Б Р А В О ! «ВИШНЕВЫЙ САД» - НА КАДЫЙСКОЙ СЦЕНЕ
В Кадые с большим успехом прошла премьера спектакля по произведению А. П. Чехова "Вишневый сад". Публика с восторгом приняла игру самодеятельных артистов. Б Р А В О! Это триумф! Поздравляем! Нескончаемые аплодисменты....
Наверняка, любой из нас помнит чеховский «Вишневый сад» из школьной программы. Суть произведения проста: старый уклад жизни меняется на новый, и вишневый сад, которым дорожили бывшие хозяева, безжалостно вырубается. «Вишневый сад» – это прообраз старой России, постепенно уходящей в небытие. Прошлое судьбоносно перечеркнуто, уступив место новым планам и намерениям. Именно так мы «проходили» эту пьесу в ученическом классе, и большинству, чего уж греха таить, чужды были тягучие и томные разговоры и монологи героев.
Но вот Чехов появился на кадыйской сцене. Два часа, в течение которых длился спектакль, пролетели незаметно. Зритель не устал, он был поглощен происходящим, сопереживая знакомым по школе героям. И как спектакль шел на одном дыхании, так и зритель внимал, можно сказать, не дыша. Вот такое оно, эмоциональное поле!
Наверняка, любой из нас помнит чеховский «Вишневый сад» из школьной программы. Суть произведения проста: старый уклад жизни меняется на новый, и вишневый сад, которым дорожили бывшие хозяева, безжалостно вырубается. «Вишневый сад» – это прообраз старой России, постепенно уходящей в небытие. Прошлое судьбоносно перечеркнуто, уступив место новым планам и намерениям. Именно так мы «проходили» эту пьесу в ученическом классе, и большинству, чего уж греха таить, чужды были тягучие и томные разговоры и монологи героев.
Но вот Чехов появился на кадыйской сцене. Два часа, в течение которых длился спектакль, пролетели незаметно. Зритель не устал, он был поглощен происходящим, сопереживая знакомым по школе героям. И как спектакль шел на одном дыхании, так и зритель внимал, можно сказать, не дыша. Вот такое оно, эмоциональное поле!
Режиссер-постановщик Марина Смирнова сумела сохранить авторскую концепцию – классическую. И эта трактовка является плюсом постановки на кадыйских подмостках. Ведь Чехов желал уместить в пьесу весь итог раздумий о судьбе своих персонажей, работа над образами которых велась очень скрупулезно.
Во-вторых, получился, можно сказать, камерный театр. Особенность его, прежде всего, в размерах помещения – небольшой зал, рассчитанный на узкий круг почитателей. Прелесть такой формы заключается еще в том, что герои выходят на сцену из самых неожиданных мест, и зритель ощущает себя в центре действия.
Уж поскольку мы начали со зрителя (хотя театр начинается с вешалки), то хочется добавить, что в зале собралась довольно притязательная, взыскательная публика. Пришли посмотреть на творчество своих учеников педагоги-словесники Кадыйской средней школы: Н. Б. Кузнецова, Е. Е. Морозова, С. Н. Захарова, Л. И. Кузнецова. Были замечены в зрительской аудитории заместитель главы Кадыйского муниципального района Т. Ю. Бубенова (тоже, кстати, филолог), глава городского поселения п. Кадый В. П. Смирнов с супругой, начальник отдела по делам культуры района Е. В. Смирнова с дочерью, директор дома детского творчества Е. В. Копылова.
А что же происходит на сцене? На сцене герои пьесы – Лопахин Ермолай Алексеевич, горничная Дуняша, конторщик Епиходов Семен Пантелеевич. Все ждут, когда приедет хозяйка имения, помещица Раневская. Наконец, Любовь Андреевна с дочерью Аней переступили порог своего дома. Хозяйка несказанно рада, что вернулась в родные пенаты. Она добра и великодушна и к старому лакею Фирсу, и к другим домочадцам, охотно беседует со своим родным братом, Леонидом Гаевым, а обычные бытовые мелочи вызывают у нее умиление. Вспомните ее обращение к деревянному шкафу, как одушевленному предмету.
Все, казалось бы, идет своим чередом, но вдруг, как гром среди ясного неба, сообщение Лопахина: «… Ваше имение продается за долги, но выход есть… Вот мой проект…» Предприимчивый купец предлагает сдавать в аренду участки вишневого сада под дачи, предварительно вырубив его. Он утверждает, что это принесет немалый доход семье и спасет от полного разорения. Но никто не соглашается на такое предложение. Семья не желает расставаться с вишневым садом, к которому привязана всем сердцем.
Нет смысла пересказывать действие пьесы. Во-первых, она знакома по школе, а, во-вторых, нужно пойти на спектакль и увидеть все своими глазами.
Самодеятельные актеры безупречно выполнили свою задачу. Они были естественны и не переигрывали. Ни единой заминки, какого-то кашлянья в поисках нужного слова, ожидания. Пожалуй, даже присутствие обязательного суфлера здесь не требовалось – слова отскакивали от зубов, и это происходило не только потому, что артисты добросовестно изучили свои тексты – они вжились в образы. Да, собственно, не просто вжились, а срослись со своим героем. Удивительно, как режиссер точно подобрала актерский состав. Настолько узнаваемые образы, что просто диву даешься! Ощущение такое, что Марина Александровна идет по Кадыю и обнаруживает нужного ей «вечного студента» Петю Трофимова - Илюшу Трохачева; утонченного, не нуждающегося в гриме, с выразительной мимикой Гаева - Костылева Юрия; колоритного конторщика Епиходова, весьма неуклюжего человека - Алексея Петрова: очень эффектного Лопахина, подходящего своей роли школьного учителя Юрия Тимлева.
Абсолютно все артисты играли честно, проживая свою роль, подчеркивая драматизм происходящего на сцене. Полное ощущение, что это не игра, а будто наблюдаешь со стороны кусочек жизни.
Восхитительна сама Раневская (Марина Смирнова), сентиментальная, трогательная, витающая в облаках, живущая только своими чувствами. Ее монологи, повороты головы, костюмы подчеркивают артистичность, женственность, индивидуальность! Дочь Раневской Аня, непосредственная, чувственная девушка 17 лет (Алина Раззоренова), приемная дочь Варя (Ирина Кокрякова), помещик Симеонов-Пищик (Сергей Елфимов), гувернантка Шарлотта Ивановна (Светлана Зайцева), горничная Дуняша (Ольга Зайцева), мудрый лакей Фирс (Михаил Крюков), озабоченный тем, чтоб барину не было холодно, молодой лакей Яша (Никита Мищенко), гости: Нина Заречная (Юля Смирнова) и Константин (Матвей Агафонов), актеры, сыгравшие в эпизодах: Марина Захарова, Ольга Трохачева, Виктория Пушкина, Максим Капацина.
Понимали свою роль и ответственность и многочисленные помощники. Совсем простенькие декорации присутствуют в оформлении – воздушные прозрачные занавеси, как символ цветения вишневого сада, пара стульев да столик с кофейным прибором. Обязательный шкаф, к которому с любовью обращалась Раневская. Но постановочная игра светом как бы меняла декорации то на вечерний сумрак, то на солнечный день, розовый рассвет и закат…. Естественно была передана атмосфера загородной жизни. Музыкальное сопровождение имитировало звуки природы: пение птиц, шум ветра, стрекот сверчков. Звуки деревни были не просто безупречным фоном, а играли роль одного из главных действующих лиц. Все это очень помогало зрителю "читать" пьесу.
…Имение продано. В углу стоят упакованные вещи, приготовленные для вывоза. С улицы доносятся звуки вырубаемых вишен. Лопахин предлагает шампанское, но никто, кроме лакея Яши, не желает его пить. Все удручены произошедшим. Аня озвучивает просьбу мамы о том, чтобы, пока она не уехала, не рубили сад. «Действительно, неужели не хватает такта», – говорит Петя Трофимов и уходит через переднюю.
В дом заходит Симеонов-Пищик, сосед-помещик. К удивлению всех, он отдает долг как Любови Андреевне, так и Лопахину. Он сообщает новость об удачной сделке: удалось сдать землю в аренду англичанам для добычи редкой белой глины. После того, как бывшая хозяйка дома последний раз с тоской смотрит на стены и окна дома, все выходят.
В суете они не заметили, что заперли больного Фирса, который бормочет: «Жизнь-то прошла, будто и не жил». Старый лакей не держит зла на хозяев. Он ложится на диван и переходит в мир иной.
Учитель и пенсионер, медицинский работник и воспитатель… они такие разные в своем жизненном пути. Но «Вишневый сад» их собрал, отнял у забот дня и показал, насколько они трудолюбивы и талантливы. Каждая роль в их исполнении хороша по-своему.
«Вишнёвый сад" состоялся. На кадыйской сцене он расцвёл. Антон Павлович Чехов снова и снова дает нам пищу для размышлений и дарит целую волну эмоций.
Во-вторых, получился, можно сказать, камерный театр. Особенность его, прежде всего, в размерах помещения – небольшой зал, рассчитанный на узкий круг почитателей. Прелесть такой формы заключается еще в том, что герои выходят на сцену из самых неожиданных мест, и зритель ощущает себя в центре действия.
Уж поскольку мы начали со зрителя (хотя театр начинается с вешалки), то хочется добавить, что в зале собралась довольно притязательная, взыскательная публика. Пришли посмотреть на творчество своих учеников педагоги-словесники Кадыйской средней школы: Н. Б. Кузнецова, Е. Е. Морозова, С. Н. Захарова, Л. И. Кузнецова. Были замечены в зрительской аудитории заместитель главы Кадыйского муниципального района Т. Ю. Бубенова (тоже, кстати, филолог), глава городского поселения п. Кадый В. П. Смирнов с супругой, начальник отдела по делам культуры района Е. В. Смирнова с дочерью, директор дома детского творчества Е. В. Копылова.
А что же происходит на сцене? На сцене герои пьесы – Лопахин Ермолай Алексеевич, горничная Дуняша, конторщик Епиходов Семен Пантелеевич. Все ждут, когда приедет хозяйка имения, помещица Раневская. Наконец, Любовь Андреевна с дочерью Аней переступили порог своего дома. Хозяйка несказанно рада, что вернулась в родные пенаты. Она добра и великодушна и к старому лакею Фирсу, и к другим домочадцам, охотно беседует со своим родным братом, Леонидом Гаевым, а обычные бытовые мелочи вызывают у нее умиление. Вспомните ее обращение к деревянному шкафу, как одушевленному предмету.
Все, казалось бы, идет своим чередом, но вдруг, как гром среди ясного неба, сообщение Лопахина: «… Ваше имение продается за долги, но выход есть… Вот мой проект…» Предприимчивый купец предлагает сдавать в аренду участки вишневого сада под дачи, предварительно вырубив его. Он утверждает, что это принесет немалый доход семье и спасет от полного разорения. Но никто не соглашается на такое предложение. Семья не желает расставаться с вишневым садом, к которому привязана всем сердцем.
Нет смысла пересказывать действие пьесы. Во-первых, она знакома по школе, а, во-вторых, нужно пойти на спектакль и увидеть все своими глазами.
Самодеятельные актеры безупречно выполнили свою задачу. Они были естественны и не переигрывали. Ни единой заминки, какого-то кашлянья в поисках нужного слова, ожидания. Пожалуй, даже присутствие обязательного суфлера здесь не требовалось – слова отскакивали от зубов, и это происходило не только потому, что артисты добросовестно изучили свои тексты – они вжились в образы. Да, собственно, не просто вжились, а срослись со своим героем. Удивительно, как режиссер точно подобрала актерский состав. Настолько узнаваемые образы, что просто диву даешься! Ощущение такое, что Марина Александровна идет по Кадыю и обнаруживает нужного ей «вечного студента» Петю Трофимова - Илюшу Трохачева; утонченного, не нуждающегося в гриме, с выразительной мимикой Гаева - Костылева Юрия; колоритного конторщика Епиходова, весьма неуклюжего человека - Алексея Петрова: очень эффектного Лопахина, подходящего своей роли школьного учителя Юрия Тимлева.
Абсолютно все артисты играли честно, проживая свою роль, подчеркивая драматизм происходящего на сцене. Полное ощущение, что это не игра, а будто наблюдаешь со стороны кусочек жизни.
Восхитительна сама Раневская (Марина Смирнова), сентиментальная, трогательная, витающая в облаках, живущая только своими чувствами. Ее монологи, повороты головы, костюмы подчеркивают артистичность, женственность, индивидуальность! Дочь Раневской Аня, непосредственная, чувственная девушка 17 лет (Алина Раззоренова), приемная дочь Варя (Ирина Кокрякова), помещик Симеонов-Пищик (Сергей Елфимов), гувернантка Шарлотта Ивановна (Светлана Зайцева), горничная Дуняша (Ольга Зайцева), мудрый лакей Фирс (Михаил Крюков), озабоченный тем, чтоб барину не было холодно, молодой лакей Яша (Никита Мищенко), гости: Нина Заречная (Юля Смирнова) и Константин (Матвей Агафонов), актеры, сыгравшие в эпизодах: Марина Захарова, Ольга Трохачева, Виктория Пушкина, Максим Капацина.
Понимали свою роль и ответственность и многочисленные помощники. Совсем простенькие декорации присутствуют в оформлении – воздушные прозрачные занавеси, как символ цветения вишневого сада, пара стульев да столик с кофейным прибором. Обязательный шкаф, к которому с любовью обращалась Раневская. Но постановочная игра светом как бы меняла декорации то на вечерний сумрак, то на солнечный день, розовый рассвет и закат…. Естественно была передана атмосфера загородной жизни. Музыкальное сопровождение имитировало звуки природы: пение птиц, шум ветра, стрекот сверчков. Звуки деревни были не просто безупречным фоном, а играли роль одного из главных действующих лиц. Все это очень помогало зрителю "читать" пьесу.
…Имение продано. В углу стоят упакованные вещи, приготовленные для вывоза. С улицы доносятся звуки вырубаемых вишен. Лопахин предлагает шампанское, но никто, кроме лакея Яши, не желает его пить. Все удручены произошедшим. Аня озвучивает просьбу мамы о том, чтобы, пока она не уехала, не рубили сад. «Действительно, неужели не хватает такта», – говорит Петя Трофимов и уходит через переднюю.
В дом заходит Симеонов-Пищик, сосед-помещик. К удивлению всех, он отдает долг как Любови Андреевне, так и Лопахину. Он сообщает новость об удачной сделке: удалось сдать землю в аренду англичанам для добычи редкой белой глины. После того, как бывшая хозяйка дома последний раз с тоской смотрит на стены и окна дома, все выходят.
В суете они не заметили, что заперли больного Фирса, который бормочет: «Жизнь-то прошла, будто и не жил». Старый лакей не держит зла на хозяев. Он ложится на диван и переходит в мир иной.
Учитель и пенсионер, медицинский работник и воспитатель… они такие разные в своем жизненном пути. Но «Вишневый сад» их собрал, отнял у забот дня и показал, насколько они трудолюбивы и талантливы. Каждая роль в их исполнении хороша по-своему.
«Вишнёвый сад" состоялся. На кадыйской сцене он расцвёл. Антон Павлович Чехов снова и снова дает нам пищу для размышлений и дарит целую волну эмоций.