20 мая2019
НОЧЬЮ В МУЗЕЕ
Акция «Ночь музеев» - это ежегодный проект, постоянным участником которого является Кадыйский краеведческий музей. Нынче гостей «ночной» экскурсии ожидал сюрприз и настоящий подарок: музейщики устроили выставку землячки - известной костромской художницы Надежды Александровны Белых, представителя русской реалистической художественной школы.
Она - уроженка нашего района и никогда не теряла связь с малой родиной. Ее любят земляки, знают и почитают ее творчество. Представляя экспозицию творческих работ, директор музея П. А. Веселов рассказал о пути становления художника. Писать начала еще в детстве, которое пришлось на военное время. Первые этюды юная Надя выполняла на кусочках газет. В своей автобиографической книге она вспоминает первую учительницу Анну Андреевну Сомову, школу, любопытные случаи, произошедшие с ее родными братьями, которые однажды потерялись в лесу, и нашли их аж у Павлыгина. Ярким пятном встают воспоминания о том, как в Панькове провожали на войну, как «заголосили бабы», когда тронулись в путь подводы с мужиками. В сорок первом семья переехала в Кадый на постоянное жительство.
Она - уроженка нашего района и никогда не теряла связь с малой родиной. Ее любят земляки, знают и почитают ее творчество. Представляя экспозицию творческих работ, директор музея П. А. Веселов рассказал о пути становления художника. Писать начала еще в детстве, которое пришлось на военное время. Первые этюды юная Надя выполняла на кусочках газет. В своей автобиографической книге она вспоминает первую учительницу Анну Андреевну Сомову, школу, любопытные случаи, произошедшие с ее родными братьями, которые однажды потерялись в лесу, и нашли их аж у Павлыгина. Ярким пятном встают воспоминания о том, как в Панькове провожали на войну, как «заголосили бабы», когда тронулись в путь подводы с мужиками. В сорок первом семья переехала в Кадый на постоянное жительство.
В конце 50-х Надежда Александровна без подготовки поступила в художественное училище. Одним из первых наставников в искусстве, а впоследствии и спутником жизни был известный художник, участник Великой Отечественной войны Алексей Павлович Белых (1923-2016).
Достоверность её образов и профессиональное воплощение их в живописи позволяет в полотнах передать время, эпоху. Не случайно работы Надежды Александровны Белых находятся во многих музеях и частных собраниях России и за рубежом. Картины, выставленные в кадыйском музее, буквально на днях вернулись из Германии и Франции.
Что характерно для почерка художницы? Прежде всего мастерство композиционных решений, гармония всех частей и главное – эффект реального присутствия. Сдержанный колорит, отсутствие цветовых контрастов, достоверность деталей – все направлено на создание единого образа в раскрытии темы. Свет доброты проходит через все полотна художницы.
Ну, а нам, кадыйчанам, дороги сюжеты о малой родине. Они такие узнаваемые, к примеру, «Кадый строится» (1963 год), «Мамин дворик», «Обуховка», «Зарядили дожди» (на обратной стороне рукой художницы подписано другое название полотна – «Зарядили дожди в Кадые»). У нее много работ с цветами, с неброской красотой природы родного края, лицами земляков. И это такая награда сердцу кадыйчанина, влюбленного в свое село!
Наиболее значимые картины посвящены детству (а это значит, нашей кадыйской сторонушке), пейзажам, портретам близких людей.
Сегодняшняя выставка художницы -- не первая в Кадые. В девяностых годах она вместе с супругом устраивала показ работ в районном Доме культуры. В кабинете главы Кадыйского муниципального района висит картина, подаренная Н. А. Белых.
Кроме выставки, пришедшим на мероприятие «Ночь в музее» продемонстрировали документальный фильм о Смутном времени в истории российского государства и становлении царской династии Романовых. Захватывающая тема фильма о начале Смутного времени после смерти Ивана Грозного, об упорной борьбе боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских была дополнена рассказом Павла Анатольевича Веселова о том, какой вклад внесла в историю страны кадыйская земля.
Что собой представлял в ту эпоху Кадый? Крепость, гарнизон около 200 человек, 10 пушек. Край еще не оправился от вражеских набегов. Смута сыграла свою роль, наверняка, было много бедных, власть ослабела.
Примерно в 1618 году Михаил Федорович Романов по дороге из Екатеринкина шел на богомолье в Макарьевский монастырь, просить у Макария Унженского, чтобы отпустили его отца Филарета из польского плена. Так что первый царь из рода Романовых проходил по нашей кадыйской земле. Впереди двигался отряд около 800 человек, на месте ночевки царя рубили избу, баню. Царь ночевал, продолжал путь. Отряд же шел впереди и готовил следующую остановку.
В 1611 году нижегородцы Минин и Пожарский начали поднимать ополчение. Чтоб уничтожать волну народного гнева, Лжедмитрий послал на Нижний Новгород лучшего полководца пана Лисовского (это написано даже у Карамзина). Отряды Лисовского сожгли Ярославль, Нерехту, Кострому, Плес. Дойдя по противоположной стороне Волги до нашего Завражья, решили переправиться через реку. Мужики Коряковской волости кольями и топорами забили, потопили 1600 вооруженных до зубов воинов отряда Лисовского. В это время женщины в церкви молились преподобному Макарию Унженскому, чтоб он защитил нашу землю. И в житии Макария Унженского можно прочитать, что видели, как старик на лодке собирал стрелы в воде, привозил защитникам. Поляки пытались его убить, стреляли из пищалей, стрелами, но от этого слепли.
Так наши мужики остановили продвижение польских отрядов, а кадыйская земля внесла весомую лепту в окончание Смутного времени.
Тема патриотизма, глубокого и искреннего чувства к малой родине объединяет оба предложенных в ночь музея сюжета.
Достоверность её образов и профессиональное воплощение их в живописи позволяет в полотнах передать время, эпоху. Не случайно работы Надежды Александровны Белых находятся во многих музеях и частных собраниях России и за рубежом. Картины, выставленные в кадыйском музее, буквально на днях вернулись из Германии и Франции.
Что характерно для почерка художницы? Прежде всего мастерство композиционных решений, гармония всех частей и главное – эффект реального присутствия. Сдержанный колорит, отсутствие цветовых контрастов, достоверность деталей – все направлено на создание единого образа в раскрытии темы. Свет доброты проходит через все полотна художницы.
Ну, а нам, кадыйчанам, дороги сюжеты о малой родине. Они такие узнаваемые, к примеру, «Кадый строится» (1963 год), «Мамин дворик», «Обуховка», «Зарядили дожди» (на обратной стороне рукой художницы подписано другое название полотна – «Зарядили дожди в Кадые»). У нее много работ с цветами, с неброской красотой природы родного края, лицами земляков. И это такая награда сердцу кадыйчанина, влюбленного в свое село!
Наиболее значимые картины посвящены детству (а это значит, нашей кадыйской сторонушке), пейзажам, портретам близких людей.
Сегодняшняя выставка художницы -- не первая в Кадые. В девяностых годах она вместе с супругом устраивала показ работ в районном Доме культуры. В кабинете главы Кадыйского муниципального района висит картина, подаренная Н. А. Белых.
Кроме выставки, пришедшим на мероприятие «Ночь в музее» продемонстрировали документальный фильм о Смутном времени в истории российского государства и становлении царской династии Романовых. Захватывающая тема фильма о начале Смутного времени после смерти Ивана Грозного, об упорной борьбе боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских была дополнена рассказом Павла Анатольевича Веселова о том, какой вклад внесла в историю страны кадыйская земля.
Что собой представлял в ту эпоху Кадый? Крепость, гарнизон около 200 человек, 10 пушек. Край еще не оправился от вражеских набегов. Смута сыграла свою роль, наверняка, было много бедных, власть ослабела.
Примерно в 1618 году Михаил Федорович Романов по дороге из Екатеринкина шел на богомолье в Макарьевский монастырь, просить у Макария Унженского, чтобы отпустили его отца Филарета из польского плена. Так что первый царь из рода Романовых проходил по нашей кадыйской земле. Впереди двигался отряд около 800 человек, на месте ночевки царя рубили избу, баню. Царь ночевал, продолжал путь. Отряд же шел впереди и готовил следующую остановку.
В 1611 году нижегородцы Минин и Пожарский начали поднимать ополчение. Чтоб уничтожать волну народного гнева, Лжедмитрий послал на Нижний Новгород лучшего полководца пана Лисовского (это написано даже у Карамзина). Отряды Лисовского сожгли Ярославль, Нерехту, Кострому, Плес. Дойдя по противоположной стороне Волги до нашего Завражья, решили переправиться через реку. Мужики Коряковской волости кольями и топорами забили, потопили 1600 вооруженных до зубов воинов отряда Лисовского. В это время женщины в церкви молились преподобному Макарию Унженскому, чтоб он защитил нашу землю. И в житии Макария Унженского можно прочитать, что видели, как старик на лодке собирал стрелы в воде, привозил защитникам. Поляки пытались его убить, стреляли из пищалей, стрелами, но от этого слепли.
Так наши мужики остановили продвижение польских отрядов, а кадыйская земля внесла весомую лепту в окончание Смутного времени.
Тема патриотизма, глубокого и искреннего чувства к малой родине объединяет оба предложенных в ночь музея сюжета.