12 нояб2018
ТУРГЕНЕВ, МУЗЫКА, ЛЮБОВЬ
9 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения величайшего русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ему, а также теме искусства в эпохе была посвящена ночь искусств в читальном зале центральной библиотеки. Казалось бы, две разноплановые темы, но организаторы сумели соединить их и заинтересовали аудиторию.
Марина Александровна Смирнова обрисовала значимость культуры в истории, причем каждая эпоха представала через свою музыку и была очень узнаваема. Скоморохи… знакомая лесенка рифмы Маяковского…НЭП… а вот уже война – «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…»… «Валенки да валенки, ой, да не подшиты стареньки... -- звучит незабываемый голос Руслановой… «Белые розы, белые розы…» -- в девяностые жить не просто. Иностранные слова кляпом во рту у нас… Матерь божья, спаси Россию от иностранного засилья….
Марина Александровна Смирнова обрисовала значимость культуры в истории, причем каждая эпоха представала через свою музыку и была очень узнаваема. Скоморохи… знакомая лесенка рифмы Маяковского…НЭП… а вот уже война – «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…»… «Валенки да валенки, ой, да не подшиты стареньки... -- звучит незабываемый голос Руслановой… «Белые розы, белые розы…» -- в девяностые жить не просто. Иностранные слова кляпом во рту у нас… Матерь божья, спаси Россию от иностранного засилья….
Нам удел нелегкий в жизни роздан --
Прорвемся мы сквозь тернии по звездам,
Чтобы во всем культуру утвердить.
И можем все по праву мы гордиться:
Живая связь времен, она крепка.
Традиции рождаются такие,
Что к нам пришли от предков сквозь века.
Целая ода ее величеству культуре прозвучала из уст прекрасного чтеца Марины Смирновой. Она еще раз напомнила о том, что наше культурное наследие велико и ценно. И наша прямая задача -- приумножать, знать и передавать традиции из поколения в поколение.
Тургенев же предстал перед зрителем в костюмированном спектакле, отрывками из его повестей, в викторине, где ведущие задавали зрителям вопросы по произведениям писателя, вовлекая всех в общее действо. Литературно-музыкальную композицию назвали «Тургенев, музыка, любовь». Под одноименным названием была подготовлена книжная выставка, посвященная этой дате. Еще одна из трех выставок называлась «Очарование Парижской оперы».
Вообще на вечере музыки было много. Во-первых, она стала музыкальным фоном, сопровождая голоса чтецов и подчеркивая особую значимость моментов. Во-вторых, все наслышаны о чувствах русского писателя к французской певице Полине Виардо. 25-летний Иван Тургенев, увидевший 22-летнюю певицу осенью 1843 года на премьере «Севильского цирюльника» в Петербурге, ни о чем уже не мог ни говорить, ни думать, кроме как о ней. Его любовь была безгранична. На всю жизнь непостижимая Полина Виардо стала его музой.
С первых же минут торжественная музыка П. И. Чайковского перенесла зрителей в эпоху Тургенева. Музыкальные произведения и современные этюды Евгения Крылатова, вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте», и романсы Рахманинова, его красивые музыкальные зарисовки. Все это хорошо укладывалось на слух и дополняло текстовое содержание.
Конечно, тема любви для школьников вполне понятна. И она присутствовала на всем протяжении вечера. Мягко и лирично была подана через повесть о первой любви «Ася». Очень ярко предстала письмами в переписке Тургенева и Виардо.
Одной из жемчужин литературного наследия великого русского писателя Тургенева стала небольшая повесть «Ася». Отточенная по форме, глубокая по содержанию, она отразила всю глубину души писателя, его грустные размышления о человеческих судьбах, о той поре жизни человека, когда он молод, полон надежд и веры в любовь…
Николай Малков, Юлия Смирнова, герои тургеневского произведения, прочувствованно, вдохновенно и искренне передали зрителям атмосферу того времени. И все, кто сидел в зале, понимали и их состояние, и чувства великого писателя. Просто спасибо. Удовольствие получили большое.
Николай Малков читает:
Я шел среди высоких гор,
Вдоль светлых рек и по долинам…
И всё, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! любим я был!
А вот в образе самопожертвования выходит Юлия Смирнова с ниспадающим с плеч платком: -- Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медленный, глухой голос. - О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что тебя ожидает? - Знаю,- отвечает девушка. - Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? - Знаю. - Отчуждение полное, одиночество? - Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. - Не только от врагов - но и от родных, от друзей? - Да... и от них. - Хорошо... Ты готова на жертву? - Да… Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! - проскрежетал кто-то сзади. - Святая! - принеслось откуда-то в ответ.
Ребята наизусть читали не только рифмы, но и стихи в прозе Ивана Сергеевича Тургенева. И, конечно же, в конце вечера прозвучал тургеневский апофеоз русскому языку – стихотворение в прозе «Русский язык», который является ярким примером патриотизма Тургенева, человека, гражданина, глубоко переживающего за судьбу своей Родины. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Прорвемся мы сквозь тернии по звездам,
Чтобы во всем культуру утвердить.
И можем все по праву мы гордиться:
Живая связь времен, она крепка.
Традиции рождаются такие,
Что к нам пришли от предков сквозь века.
Целая ода ее величеству культуре прозвучала из уст прекрасного чтеца Марины Смирновой. Она еще раз напомнила о том, что наше культурное наследие велико и ценно. И наша прямая задача -- приумножать, знать и передавать традиции из поколения в поколение.
Тургенев же предстал перед зрителем в костюмированном спектакле, отрывками из его повестей, в викторине, где ведущие задавали зрителям вопросы по произведениям писателя, вовлекая всех в общее действо. Литературно-музыкальную композицию назвали «Тургенев, музыка, любовь». Под одноименным названием была подготовлена книжная выставка, посвященная этой дате. Еще одна из трех выставок называлась «Очарование Парижской оперы».
Вообще на вечере музыки было много. Во-первых, она стала музыкальным фоном, сопровождая голоса чтецов и подчеркивая особую значимость моментов. Во-вторых, все наслышаны о чувствах русского писателя к французской певице Полине Виардо. 25-летний Иван Тургенев, увидевший 22-летнюю певицу осенью 1843 года на премьере «Севильского цирюльника» в Петербурге, ни о чем уже не мог ни говорить, ни думать, кроме как о ней. Его любовь была безгранична. На всю жизнь непостижимая Полина Виардо стала его музой.
С первых же минут торжественная музыка П. И. Чайковского перенесла зрителей в эпоху Тургенева. Музыкальные произведения и современные этюды Евгения Крылатова, вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте», и романсы Рахманинова, его красивые музыкальные зарисовки. Все это хорошо укладывалось на слух и дополняло текстовое содержание.
Конечно, тема любви для школьников вполне понятна. И она присутствовала на всем протяжении вечера. Мягко и лирично была подана через повесть о первой любви «Ася». Очень ярко предстала письмами в переписке Тургенева и Виардо.
Одной из жемчужин литературного наследия великого русского писателя Тургенева стала небольшая повесть «Ася». Отточенная по форме, глубокая по содержанию, она отразила всю глубину души писателя, его грустные размышления о человеческих судьбах, о той поре жизни человека, когда он молод, полон надежд и веры в любовь…
Николай Малков, Юлия Смирнова, герои тургеневского произведения, прочувствованно, вдохновенно и искренне передали зрителям атмосферу того времени. И все, кто сидел в зале, понимали и их состояние, и чувства великого писателя. Просто спасибо. Удовольствие получили большое.
Николай Малков читает:
Я шел среди высоких гор,
Вдоль светлых рек и по долинам…
И всё, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! любим я был!
А вот в образе самопожертвования выходит Юлия Смирнова с ниспадающим с плеч платком: -- Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медленный, глухой голос. - О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что тебя ожидает? - Знаю,- отвечает девушка. - Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? - Знаю. - Отчуждение полное, одиночество? - Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. - Не только от врагов - но и от родных, от друзей? - Да... и от них. - Хорошо... Ты готова на жертву? - Да… Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! - проскрежетал кто-то сзади. - Святая! - принеслось откуда-то в ответ.
Ребята наизусть читали не только рифмы, но и стихи в прозе Ивана Сергеевича Тургенева. И, конечно же, в конце вечера прозвучал тургеневский апофеоз русскому языку – стихотворение в прозе «Русский язык», который является ярким примером патриотизма Тургенева, человека, гражданина, глубоко переживающего за судьбу своей Родины. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»