15 окт2018
К ЮБИЛЕЮ РАЙОННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
В зале природы Кадыйского краеведческого музея оформлена выставка деревянных изделий «Поэзия леса» кадыйчанина Сергея Громова, увлеченного человека, влюбленного в свой край. Сергей Михайлович - настоящий художник, сумевший в обыкновенной коряге разглядеть чудо чудное, диво дивное, чем не устают восхищаться земляки и все посетители музея.
Экскурсовод Н. Н. Соболева, приглашая к экспозициям зала и обращая внимание на работы Сергея Михайловича, сопровождает это возвышенным и проникновенным чтением стихов местных поэтов.
Экскурсовод Н. Н. Соболева, приглашая к экспозициям зала и обращая внимание на работы Сергея Михайловича, сопровождает это возвышенным и проникновенным чтением стихов местных поэтов.
Здравствуй долго, село мое древнее, край, пьянящий как воздух настой,
Ты взяла меня в плен, деревня, тихой северной красотой.
Сколько раз я, судьбою брошенный, возвращался в твою благодать,
Чтобы утром в траве некошеной в никуда просто так шагать.
И услышать, как в мареве бледном запоют на току глухари.
И увидеть широкое, медное солнце в многознаменьи зари.
Безусловно, сердце, патриотически настроенное, волнуется от таких красивых зачинов о малой родине.
В музее широко представлено прошлое районного центра, особенно это присутствует в разделе об истории городского и крестьянского быта XIX – н. XX веков. Изделия выполнены вручную. Экскурсовод обращает внимание на такие забытые вещи, как соковыжималка, прялка, кухонная утварь, мочесник – шкатулочка для рукоделия, остававшийся от отца пояс у каждой девушки, когда она выходила замуж. Светец, в который, в пору отсутствия электричества, наливали воду, доставали лучинку, соединяли паклю. Кушачок с надписью: «Кого люблю – тому дарю». 12 таких поясочков должна была соткать девушка на выданье. Лопаточник, в котором хранили брусочек для косы (снимок сделан во время визита в район депутата Государственной Думы Федерального Собрания России В. В. Иванова 4 сентября 2018 г.), плетеная солонка в виде сапожка. Причем если в других музеях не разрешается трогать экспонаты, то здесь школьники, приходящие в музей на исторические уроки, имеют возможность прикоснуться к предмету старины глубокой. И им это очень нравится!
Искренний интерес у посетителей вызывают легенды, связанные с названием районного центра. Одна из версий возникновения нашей топонимики связана с добычей соли. Кадь – это мера соли. Раньше способ добычи соли был очень тяжелым. Ее добывали из соляного рассола, который залегал в подземных слоях. Для этой цели вырывали небольшой колодец, делали треногу из бревен, в сосновом бревне сверлили сквозное отверстие, которое заканчивалось кожаным клапаном. И таким образом выкачивали соляной рассол из-под земли. Он был темноватого цвета, его вываривали в специальных варницах, в больших сковородках, которые назывались – тены. И только после этого соль продавалась, причем она была довольно неприглядного цвета, очень ценилась и дорого стоила. У варницы на рынке соль продавали кадями.
Кадый был основан в эпоху Ивана Грозного. В память о том времени в музее хранится кусок от колокола, который тогда был установлен в селе. Сейчас существует примета: если тебе плохо – надо приложиться к этой намоленной святыне и станет легче, а также посетители загадывают желания.
И на территории района много любопытных мест, о чем не преминут рассказать экскурсоводы. Допустим, храм на территории Еакатеринкинской сельской администрации построен в 1911 году без единого гвоздя. В музее с благословения церкви хранятся вещи игуменьи Сергии - последней настоятельницы монастыря на территории психоневрологического интерната.
Раздел выставки рассказывает о стеклянном заводе братьев Трениных, которые, организовав в районе производство изделий из стекла, в первую очередь построили жилье и больницу для рабочих. Сосуды из кадыйского стекла занимали первые места на международных выставках. Интерес и до сей поры вызывают кувшины «хаусдоктор – домашний доктор»: петушок, внутри которого оставалась водочка и ее никак не получалось выпить вечером, наутро оттуда наливались те заветные 30 грамм – для поправки здоровья.
Но, как говорится, лучше один раз посмотреть лично и убедиться… Краеведческий музей в Кадые гостеприимно распахивает двери для посетителей.
Ты взяла меня в плен, деревня, тихой северной красотой.
Сколько раз я, судьбою брошенный, возвращался в твою благодать,
Чтобы утром в траве некошеной в никуда просто так шагать.
И услышать, как в мареве бледном запоют на току глухари.
И увидеть широкое, медное солнце в многознаменьи зари.
Безусловно, сердце, патриотически настроенное, волнуется от таких красивых зачинов о малой родине.
В музее широко представлено прошлое районного центра, особенно это присутствует в разделе об истории городского и крестьянского быта XIX – н. XX веков. Изделия выполнены вручную. Экскурсовод обращает внимание на такие забытые вещи, как соковыжималка, прялка, кухонная утварь, мочесник – шкатулочка для рукоделия, остававшийся от отца пояс у каждой девушки, когда она выходила замуж. Светец, в который, в пору отсутствия электричества, наливали воду, доставали лучинку, соединяли паклю. Кушачок с надписью: «Кого люблю – тому дарю». 12 таких поясочков должна была соткать девушка на выданье. Лопаточник, в котором хранили брусочек для косы (снимок сделан во время визита в район депутата Государственной Думы Федерального Собрания России В. В. Иванова 4 сентября 2018 г.), плетеная солонка в виде сапожка. Причем если в других музеях не разрешается трогать экспонаты, то здесь школьники, приходящие в музей на исторические уроки, имеют возможность прикоснуться к предмету старины глубокой. И им это очень нравится!
Искренний интерес у посетителей вызывают легенды, связанные с названием районного центра. Одна из версий возникновения нашей топонимики связана с добычей соли. Кадь – это мера соли. Раньше способ добычи соли был очень тяжелым. Ее добывали из соляного рассола, который залегал в подземных слоях. Для этой цели вырывали небольшой колодец, делали треногу из бревен, в сосновом бревне сверлили сквозное отверстие, которое заканчивалось кожаным клапаном. И таким образом выкачивали соляной рассол из-под земли. Он был темноватого цвета, его вываривали в специальных варницах, в больших сковородках, которые назывались – тены. И только после этого соль продавалась, причем она была довольно неприглядного цвета, очень ценилась и дорого стоила. У варницы на рынке соль продавали кадями.
Кадый был основан в эпоху Ивана Грозного. В память о том времени в музее хранится кусок от колокола, который тогда был установлен в селе. Сейчас существует примета: если тебе плохо – надо приложиться к этой намоленной святыне и станет легче, а также посетители загадывают желания.
И на территории района много любопытных мест, о чем не преминут рассказать экскурсоводы. Допустим, храм на территории Еакатеринкинской сельской администрации построен в 1911 году без единого гвоздя. В музее с благословения церкви хранятся вещи игуменьи Сергии - последней настоятельницы монастыря на территории психоневрологического интерната.
Раздел выставки рассказывает о стеклянном заводе братьев Трениных, которые, организовав в районе производство изделий из стекла, в первую очередь построили жилье и больницу для рабочих. Сосуды из кадыйского стекла занимали первые места на международных выставках. Интерес и до сей поры вызывают кувшины «хаусдоктор – домашний доктор»: петушок, внутри которого оставалась водочка и ее никак не получалось выпить вечером, наутро оттуда наливались те заветные 30 грамм – для поправки здоровья.
Но, как говорится, лучше один раз посмотреть лично и убедиться… Краеведческий музей в Кадые гостеприимно распахивает двери для посетителей.