24 янв2019
ПЕШАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО КАДЫЮ
У работников районного краеведческого музея входит в традицию организация пеших экскурсий по Кадыю. И это очень интересно экскурсантам! В нашем районном центре есть чего показать и о чем рассказать.
Что является архитектурной доминантой районного центра? Конечно же, Никольский храм. Очередную пешую экскурсию директор музея Павел Веселов и начал как раз возле его ворот.
Церковь Николая Чудотворца построена в 1811 году на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной, разобранной в начале XIX века. После революции 1917 года храм разоряли и долгое время использовали как складское помещение сельпо и кинопроката. В 90-х годах 20 века кадыйский храм был передан костромской Епархии, началась реставрация. В 1992 году здесь возобновилась служба. Сейчас церковь сияет во всей своей красе, как снаружи, так и внутри. Служители ее и прихожане приложили большие усилия к восстановлению и возвращению былого величия.
Что является архитектурной доминантой районного центра? Конечно же, Никольский храм. Очередную пешую экскурсию директор музея Павел Веселов и начал как раз возле его ворот.
Церковь Николая Чудотворца построена в 1811 году на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной, разобранной в начале XIX века. После революции 1917 года храм разоряли и долгое время использовали как складское помещение сельпо и кинопроката. В 90-х годах 20 века кадыйский храм был передан костромской Епархии, началась реставрация. В 1992 году здесь возобновилась служба. Сейчас церковь сияет во всей своей красе, как снаружи, так и внутри. Служители ее и прихожане приложили большие усилия к восстановлению и возвращению былого величия.
Датой основания нашего райцентра считается 25 июня 1546 года, когда царской грамотой Ивана Грозного Кадый был «пожалован» приходом Костромского уезда. Создан он был как город-крепость для отражения нападения татар и защиты населения, живущего рядом.
Но Павел Анатольевич Веселов, незаурядный человек, удивительный рассказчик, увлеченный историческим прошлым и конкретно – поисковой работой, мечтает глубже развить историю края и, как признает сам, основания для этого есть. К примеру, он вычислил по найденной керамике (что является явным показателем, как бы «временным маркером», по которому хорошо определять время), что улица Вагинская в районном центре – это часть жертвенного комплекса 12 века. То есть какие-то поселения на территории Кадыя были уже тогда, и люди приходили сюда молиться.
От церкви экскурсия поднялась к районному центру досуга населения. Рядом с «храмом культуры» установлен поклонный камень, который гласит, что на этом месте в 1546 году по Указу Ивана Грозного была поставлена крепость Кадый для защиты от набегов казанских татар.
Под горой, на которой стоит РЦДН, сейчас протекает ручей и расположено небольшое болото. На самом деле раньше это была полноводная река, с правой стороны которой выросла крепость. И по историческим соображениям, и по принадлежности места к «очагу» культуры, конечно, напрашивается очистка ручейка и заросшего пруда. Эстетично, культурнее и значимее исторически будет выглядеть место, откуда берет начало наш поселок.
Кадыйская крепость была трехсторонняя, самой широкой стороной выходила в сторону Вотгати. Одна из башен была проездной и имела навесной мост. Третья башня находилась на месте бывшей типографии. На территории крепости был дом воеводы, оружейный склад, стояла небольшая церквушка. По направлению в сторону нынешнего храма и второму дому воеводы в районе военкомата шел подземный ход. Еще один подземный ход выходил к реке, он был водозаборным. Высота крепостных рубленых стен достигала 10 метров, а пруд и река считались естественной водной преградой.
Крепость Кадый в осаду не попадала, но свое предназначение выполнила – набеги татар прекратились. Она простояла до середины 19 века, до большого кадыйского пожара, когда люди спасались от огня в реке.
Наши предки не случайно выбрали для своего жилья это место. Здесь не возникало ни землетрясений, ни каких-либо других природных катаклизмов. Благодаря удаленности от центра и больших рек чума посетила край лишь один раз. Земли имели разнообразную структуру, что позволяло выращивать разные сельскохозяйственные культуры. Голода здесь никогда не было, так как край был богат рыбой, пушниной, медом. Выпаривали соль, которая в средние века стоила очень дорого.
По пути до стадиона, где установлен поклонный камень на месте церкви Михаила Архангела, Павел Анатольевич рассказывал об измененном виде центрального парка, о датах и событиях, заложенных в названиях улиц поселка. Часть улиц сменила свое историческое название, площадь в 1911 году имела другой вид, она была замощена бутовым камнем. И даже показал сохранившийся дом постройки девятнадцатого века.
Вообще, много любопытного и нового рассказал экскурсовод. И сейчас, когда меняется облик районного центра, исторический вид малой родины становится интереснее и привлекательнее.
Но Павел Анатольевич Веселов, незаурядный человек, удивительный рассказчик, увлеченный историческим прошлым и конкретно – поисковой работой, мечтает глубже развить историю края и, как признает сам, основания для этого есть. К примеру, он вычислил по найденной керамике (что является явным показателем, как бы «временным маркером», по которому хорошо определять время), что улица Вагинская в районном центре – это часть жертвенного комплекса 12 века. То есть какие-то поселения на территории Кадыя были уже тогда, и люди приходили сюда молиться.
От церкви экскурсия поднялась к районному центру досуга населения. Рядом с «храмом культуры» установлен поклонный камень, который гласит, что на этом месте в 1546 году по Указу Ивана Грозного была поставлена крепость Кадый для защиты от набегов казанских татар.
Под горой, на которой стоит РЦДН, сейчас протекает ручей и расположено небольшое болото. На самом деле раньше это была полноводная река, с правой стороны которой выросла крепость. И по историческим соображениям, и по принадлежности места к «очагу» культуры, конечно, напрашивается очистка ручейка и заросшего пруда. Эстетично, культурнее и значимее исторически будет выглядеть место, откуда берет начало наш поселок.
Кадыйская крепость была трехсторонняя, самой широкой стороной выходила в сторону Вотгати. Одна из башен была проездной и имела навесной мост. Третья башня находилась на месте бывшей типографии. На территории крепости был дом воеводы, оружейный склад, стояла небольшая церквушка. По направлению в сторону нынешнего храма и второму дому воеводы в районе военкомата шел подземный ход. Еще один подземный ход выходил к реке, он был водозаборным. Высота крепостных рубленых стен достигала 10 метров, а пруд и река считались естественной водной преградой.
Крепость Кадый в осаду не попадала, но свое предназначение выполнила – набеги татар прекратились. Она простояла до середины 19 века, до большого кадыйского пожара, когда люди спасались от огня в реке.
Наши предки не случайно выбрали для своего жилья это место. Здесь не возникало ни землетрясений, ни каких-либо других природных катаклизмов. Благодаря удаленности от центра и больших рек чума посетила край лишь один раз. Земли имели разнообразную структуру, что позволяло выращивать разные сельскохозяйственные культуры. Голода здесь никогда не было, так как край был богат рыбой, пушниной, медом. Выпаривали соль, которая в средние века стоила очень дорого.
По пути до стадиона, где установлен поклонный камень на месте церкви Михаила Архангела, Павел Анатольевич рассказывал об измененном виде центрального парка, о датах и событиях, заложенных в названиях улиц поселка. Часть улиц сменила свое историческое название, площадь в 1911 году имела другой вид, она была замощена бутовым камнем. И даже показал сохранившийся дом постройки девятнадцатого века.
Вообще, много любопытного и нового рассказал экскурсовод. И сейчас, когда меняется облик районного центра, исторический вид малой родины становится интереснее и привлекательнее.